СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 3.2. Сущность и организация государства

 


1. Понятие и сущность государства
2. Теории происхождения государства
3. Основные формы государственного правления


 

Понятие и сущность государства

Государство представляет собой сложное явление. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. При этом в широком смысле понимается определенным образом организованное общество, а в узком смысле - определенная организация, управляющая обществом.

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на современном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения социального подхода государство - средство достижения компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями населения.

Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства:
1. Государственная власть
2. Суверенитет
3. Политический режим государства

Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов.

Суверенитет - это свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.

Политический режим - это совокупность элементов порядка, способствующих формированию политической власти в данной стране на определенный период.

Теории происхождения государства

К наиболее известным относятся следующие теории возникновения государства:

Теологическая (Фома Аквинский).

Рис. 1. Фома Аквинский

Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

Рис. 2. Аристотель

Патриархальная (Аристотель, Н.К. Михайловский).

По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья.

Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Рис. 3. Томас Гоббс

Договорная договорная (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо).

Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях "золотого века" или "войны всех против всех" люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность.

Для устранения такого социального "порока" люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

Теория насилия (Е. Дюринг, К. Каутский).

Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий).

Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

Рис. 4. Карл Маркс

Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов).

Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Основные формы государственного правления

Форма государственного правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.

Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха - источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен"), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (дореволюционная Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин.

Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу и перед кем - парламентом или президентом - правительство несет ответственность.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны.

Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. "При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят".

Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному европейскому государству.

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 5
§ 17 стр. 113-119

Темы рефератов и докладов::

1. Гражданство как политико-правовая связь человека и государства.
2. Понятие политической элиты и ее виды

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Какие политические режимы вам известны?
2. Сравните демократический и недемократический режимы.
3. Можно ли назвать демократический режим вседозволенности?
4. Оцените с позиции обывателя «плюсы» и «минусы» демократии.
5. Какой политический режим характерен для нашего государства? Ответ поясните примерами.

Задание:
1. Прочитайте текст учебника на стр.128-129 и выпишите определения “государство”.
2. Заслушайте сообщение учителя о признаках государства и нарисуйте кластер “Признаки государства”.

Задание:
1. Рассмотрите таблицу 2. В ней приведены примеры территориального устройства госу-дарств. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность государств к той или иной форме территориального устройства.

Задание:
1. Пользуясь текстом учебника (стр.129-133) выпишите в тетрадь определение “унитарное гос-ударство”, “федерация”, “конфедерация”. Заполнить таблицу 1.

2.Привести примеры каждого из типов государств.

3. Подумайте, как устанавливались границы постсоветских государств:

- по субъективному произволу политических руководителей;

- вдоль исторически пролегавших границ;
- другим способом.