СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 2.6. Инфраструктура экономики

 


1. Понятие инфраструктуры и её основные элементы
2. Характеристика отдельных элементов инфраструктуры экономики


 

Понятие инфраструктуры и её основные элементы

Инфраструктура — необходимый элемент любой современной экономики. В переводе «инфраструктура» означает основание, фундамент.

Таким образом, инфраструктура экономики - это совокупность всех организаций, а также законов и норм, обслуживающих экономику.
Основные функции инфраструктуры состоят в повышении оперативности и эффективности работы экономики.

У современной экономической инфраструктуры множество элементов:
- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);
- аукционы;
- ярмарки;
- логистические центры;
- кредитная система;
- коммерческие банки;
- консалтинговые и аудиторские компании;
- специализированные учебные заведения;
- свободные экономические зоны;
- биржи труда;
- средства коммуникации;
- страховые компании;
- налоговая система и инспекция;
- рекламные агентства и др.

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. Они предоставляют консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов в штате предприятия. Для России это новое дело, т.к. у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

Аудиторские компании.

Аудит – это комплексная проверка предприятия, которая позволяет оценить ее возможности в бизнесе. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы.

Экспертиза – обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получение лицензий.

Учебные заведения.

Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров. Сегодня таких учебных заведений достаточно много.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ).
• зоны свободного предпринимательства (ЗСП);
• зоны свободной торговли;
• свободные порты.

Эти объекты рассматриваются как факторы экономического развития с предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; наличие дешевой рабочей силы и др.).

Кроме того, к инфраструктуре относят:
- торговую сеть,
- ярмарки и аукционы;
- складское хозяйство (элеваторы, холодильники);
- транспортное хозяйство;
- биржи;
- информационную службу.

Характеристика отдельных элементов инфраструктуры экономики

Биржа (от лат. bursa - кошелек) - рынок, на котором происходит торговля крупными партиями поваров. Покупателями и продавцами являются преимущественно банки, которые совершают сделки.

Различают следующие виды бирж:
- товарные;
- валютные биржи;
- биржи труда;
- фондовые биржи.

На товарной бирже сделки заключают посредники - брокеры; Биржа предоставляет продавцам и покупателем помещение, где совершаются сделки. Торги проводятся в заранее установленные дни.

На товарной бирже наряду с реализацией реального товара заключаются и так называемые фьючерсные сделки, предусматривающие торговлю товарами, которые будут произведены в ближайшем будущем (например нефтью).

Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Кроме трудоустройства безработных, биржи труда обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий.

Фондовая биржа - организация для торговли ценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая цель фондовой биржи - обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и перепродажу акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно.

Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) — это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

Реклама возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями.

В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х гг. утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 4
§ 14 стр. 96-103

Составление конспекта по плану:

1. Экономика и экономическая наука.
2. Деятельность человека по преобразо-ванию жизненного пространства.
3. Экономический рост и развитие.
4. Экономические циклы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое инфраструктура?
2. Перечислите основные элементы современной экономической инфрастурктуры
3. Что такое аудит?
4. Что такое фондовая биржа и фьюческие рынки?
5. В чем значение рекламы?