СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1.5. Модернизация общества.

 


1. Понятие модернизации.
2. Теория модернизации.
3. Типы модернизации.


 

Понятие модернизации

Сам термин пришел к нам из английского языка: modern – обновленный, современный. Отсюда и слово «мода», которое и означает «новейший, пользующийся спросом, востребованный».

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований.

В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

Рис. 1. Элементы модернизации

Как правило, этот глобальный переход в развитии общества происходит через:
• промышленный переворот,
• индустриализацию,
• развитие частной собственности, национального рынка, социальной и производственной инфраструктуры
• создание либерально-демократической политико-правовой системы (правового государства и гражданского общества).

В настоящее время термин чаше всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние. Модернизация необходима постольку, поскольку она позволяет обществу избегать застоя, развиваться и соответствовать вызовам истории.

Модернизация это всё тоже развитие, которое характеризуется:
Направлением
- может быть со знаком плюс (тогда мы говорим о прогрессе)
- со знаком минус (и тогда мы подразумеваем регресс)


Методами становления
- революция
- реформы

Последствия перехода от сельскохозяйственных обществ к индустриальным так сильно сказались на социальных нормах, что породили совершенно новую дисциплину — социологию, которая стремится описать и понять эти изменения.

Практически все великие социальные мыслители конца XIX века — включая Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма — посвятили свои исследования выяснению природы этого перехода. Так на свет появилась теория модернизации.

Теория модернизации

В большинстве классических концепций модернизации акцент делается на формировании индустриального общества, модернизация рассматривается как процесс, протекающий параллельно индустриализации, как превращение традиционного аграрного общества в индустриальное.

Она рассматривается с точки зрения трансформации системы хозяйства, технического вооружения и организации труда.

С таких позиций различают «первичную» и «вторичную» модернизацию.

Под «первичной» модернизацией понимают процесс, осуществленный в эпоху промышленных революций (XVII – XVIII вв.) — классический «чистый» тип, благодаря которому появились ведущие экономические страны (Великобритания, Германия, Франция, США и т.д.).

Рис. 2. Nota bene!

Под «вторичной» модернизацией понимается процесс, сопровождающий формирование индустриального общества в странах третьего мира — она происходит в условиях наличия уже апробированного опыта развития в странах запада.

Социологи признают, что решающим фактором модернизации выступает замена традиционных ценностей, препятствующих социальным изменениям и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность:
- разработка, создание и распространение новых технологий
- генерирование новых экономических отношений.

Поэтому среди историков, социологов и философов уже в начале ХХ века распространились теории, учитывающие влияние культурных трансформаций.

Они базируются на иной точке зрения, согласно которой процесс модернизации в её западном варианте начинается с трансформации тех или иных форм общественного сознания и культуры.

В основном процесс модернизации рассматривается в рамках либеральной теории модернизации. По мнению представителей этой теории, все страны развиваются по единой схеме и образцу. Её основными чертами должны стать такие западные черты общества и государства, как:
 рыночная экономика,
 открытое общество,
 новые информационные технологии,
 развитые сети коммуникаций,
 социальная мобильность,
 рациональность,
 плюрализм,
 демократия,
 свобода.

Либеральная теория подверглась критике. Она носит явный идеологический характер Западной европейской цивилизации. Эта теория предполагает экспансию западных ценностей и моделей, зависимый характер развития, непригодный, по мнению критиков, для других (не европейских) цивилизаций.

Несмотря на позитивный эффект проявлений модернизации, исследователи признают, что существуют не только положительные, но и отрицательные её последствия:
• уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов,
• социальная дезорганизация
• аномия
• рост девиантного поведения и преступности.

Кое-где это приводит к затяжному кризису социальной системы, в состоянии которой общество не может даже контролировать процесс накопления отклонений.

Так же, как модернизация общества изучается и модернизация личности. На основании социологических исследований построена аналитическая модель современной личности, имеющей следующие качества:

• открытость к изменениям;
• готовность к плюрализму мнений;
• ориентация на современность и будущее, а не на прошлое;
• экономия времени, пунктуальность;
• убежденность в способности организовать жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия;
• планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни;
• вера в предсказуемость социальной жизни;
• чувство справедливости распределения — вознаграждение по возможности зависит от мастерства и вклада;
• высокая ценность образования;
• уважение достоинства других независимо от их статуса.

Составляющие процесса модернизации.

Модернизированное общество часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации.

Рис. 3. Роботизация и инноватизация производства

Экономическая модернизация:
• замена силы человека или животного на силу пара, электричества или атомную энергию;
• замена орудий труда машинами и сложными технологиями;
• рост производства и торговли при сокращении добычи сырья;
• растущая индустриализация.

Модернизация привела к росту товарно-денежных отношений в производстве, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло распространение рыночных отношений.

Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.

Политическая модернизация:
• создание современного суверенного государства;
• усиление роли государства;
• рост численности граждан.

Политическая модернизация началась с появления в Европе первых национальных централизованных государств, установлению конституционного строя, парламентской форме правления, внедрения принципа разделения властей, становления политических партий, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии и внедрения паритетной демократии.

В то же время она привела и к образованию мировых колониальных империй (начало XVI в.) и — в XIX в. — к развитию империализма как способа, направленного на разделение мира на зависимые территории.

Социальная модернизация:

предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на основе рыночных отношений, правовой системы. Демократия в таком социуме необходима для того, чтобы было возможно быстро вносить изменения в правила игры.

Культурная модернизация:

предполагает формирование унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, счастья, на развитии индивидуализма:
• распространение грамотности и светского образования;
• вера в науку и технологии;
• осознание того, что вознаграждение должно соответствовать вкладу индивидуума, а не каким-нибудь другим его особенностям.

В западных странах культурная модернизация привела к Реформации и Контрреформации, важными этапами культурной модернизации были позднее Возрождение, эпоха Гуманизма, Просвещения.

Вследствие культурной модернизации в ХVIII–ХХ вв. имели место уменьшение роли традиционных ценностей (семьи, религии, морали), освобождение сексуального поведения от власти традиций (сексуальная революция), появление массовой культуры.

Типы модернизации. Постмодернизация.

Различают два типа модернизации:
органическая
неорганическая

Органическая модернизация проходила в тех странах, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним коренным изменениям в сфере культуры, мировоззрения.

Её становление связывают с первой промышленной революцией и внедрением равных гражданских прав, демократизацией.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствования чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций.

Начинается же она не в сфере культуры, а в экономике и политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация.

Чаще всего термин «догоняющая модернизация» употребляется в отношении бывших колоний и полуколоний после получения ими политической независимости.

Обычно догоняющая модернизация создаёт острова, анклавы современной жизни, например крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России, существенно отличаются от провинции и образом жизни, и состоянием сознания.

Такая анклавная модернизация, ломая традицию, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Она создаёт очевидное неравенство, обещая равные шансы (чего не делало традиционное общество), но поскольку реальны эти шансы не для всех, растёт социальное недовольство, которое стимулирует привязанность широких провинциальных масс к альтернативной идеологии — к коммунизму в России, к фундаментализму в Турции.

Проблемы стран, ставших на путь самостоятельного развития, состоят в том, чтобы эффективнее, экономичнее и рациональнее применить модернизационную модель, перенести её на национальную почву за счёт сочетания собственных традиций и ресурсов и определенной внешней помощи.

Теперь «эталонный» подход к модернизации вытеснен взглядами на модернизацию как национальный проект, осуществляемый странами ради уменьшения неравномерности уровней развития и как средство преодоления колониального состояния.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 2
§ 6 стр. 42-47

Составление конспекта по плану:

1. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
2. Человек в системе экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что такое модернизация с различных точек зрения?
2. Является ли модернизация обязательным условием успешного развития?
3. Перечислите основные типы и виды модернизации?