СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Введение в теорию и историю физической культуры и спорта

Тема 1.1 Понятие о теории и истории физической культуры и спорта

Практическое занятие №1
Основные задачи физического воспитания

Тема 1.2 Зарождение и развитие зарубежных систем физической культуры

Практическое занятие №2
Сравнительный анализ развития зарубежных систем физической культуры

Тема 1.3 Зарождение и развитие отечественной системы физической культуры

Практическое занятие №3
Анализ развития отечественной системы физической культуры

Раздел 2. Теоретико-методические основы физического воспитания

Тема 2.1 Средства физического воспитания

Практическое занятие №4
Характеристика формы физического упражнения

Тема 2.2 Методы физического воспитания

Практическое занятие №5
Применение методов физического воспитания

Тема 2.3 Принципы физического воспитания

Практическое занятие №6
Реализация системы принципов физического воспитания

Тема 2.4 Нагрузка и отдых в физическом воспитании

Тема 2.5 Основы теории обучения двигательным умениям и навыкам

Практическое занятие №7
Планирование поэтапного обучения конкретному двигательному действию

Тема 2.6 Воспитание физических качеств

Практическое занятие №8
Методическая разработка воспитания силовых способностей

Практическое занятие №9
Методическая разработка воспитания выносливости

Практическое занятие №10
Методическая разработка воспитания скоростных способностей

Практическое занятие №11
Методическая разработка воспитания двигательно-координационных способностей

Практическое занятие №12
Методическая разработка воспитания гибкости

Раздел 3. Понятие о спорте

Тема 3.1 Спорт как специфическая деятельность

Тема 3.2 Характеристика тренировочно -соревновательной деятельности

Практическое занятие №13
Подбор средств и методов спортивной тренировки

 

Контрольно-итоговое занятие

Итоговое тестирование

 

 

Методические рекомендации для преподавателей

- методические рекомендации


 

Построение современного учебного занятия

Условия достижения эффективности занятия:
- Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи).
- Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива.
- Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию.
- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов.
- Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность.
- Наличие благоприятной психологической атмосферы.
- Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.

Алгоритм подготовки учебного занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:
1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап Моделирующий.

По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения материала занятия.

3 этап Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Требования к проведению учебного занятия

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия. На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.