СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Древнейшее прошлое человечества

 

Итоговое тестирование

 

 

Тема 2.5. Историеское наследие древних цивилизаций.

 


1. Наследие древних цивилизаций.
2. Наследие античной цивилизации и формировании цивилизации Европы
3. Наследие варварского мира


Наследие древних цивилизаций.

Цивилизация складывается из исторического наследия тех народов, которые ее создавали. Настоящее невозможно без прошлого, без памяти о живших до нас людях. Историю современных народов невозможно понять без знакомства с наследием их предков, живших многие столетия назад.

Мы даже сегодня, живя в XXI веке зачастую не в состоянии оценить подлинную величину того вклада, который внесли в основании современной цивилизации наши древние предки.

В легендах и мифах разных народов говориться о древних, высокоразвитых цивилизациях, канувших в лету.

Платон, ссылаясь на древние источники в Египте, подробно описывает исчезнувшую страну Атлантиду, высокий уровень ее государственного устройства и хозяйственной жизни.

У разных народов по-своему звучит название исчезнувших цивилизаций и по разному указывается их местонахождение. Это и Атландида в Средиземном море или в Атлантическом океане, страна Лемурия в Индийском океане, Гиперборея на севере Европы, загадочная Шамбала в Гималаях.

Из древности до нас дошли гигантские постройки. Нельзя не восхищаться уникальными инженерными сооружениями, пирамидами народов Африки, Латинской Америки, Азии.

Рис. 2
Сфинкс и Пирамиды ...

Это Сфинкс и пирамиды в Гизе, возраст которых оценивают в 12 000 лет. Не менее грандиозны постройки пирамид инков или майя. Храм бога Виракочи сложен из каменных блоков весом до 300 тонн, точность подгонки которых не уступает египетской.

Впечатляюще выглядят руины храма Баальбека в долине Бекаа в Ливане. В основание храма заложены каменные блоки весом более 800 тонн (рис. 3).

Остается загадкой, каким образом в пирамидах Египта и Южной Америки, в Баальбеке древние народы, не имея строительной техники, вырубали в каменоломне громадные блоки, обрабатывали их, перетаскивали к месту строительства. Рассмотренное позволяет сделать вывод, что древние цивилизации имели высокий уровень знаний: умели создавать сложные механизмы, пользовались сложными технологиями для получения разных материалов; обладали удивительными знаниями в астрономии и имели представления об устройстве Вселенной, совпадающие во многом с современными знаниями.

Рис. 3
Храм Баальбека в долине Бекаа
(внизу - блок из основания храма в карьере)

Накапливая знания, человек всегда стремится передать их своим потомкам. С давних времен для будущего создавались хроники событий, жизнеописания выдающихся личностей, научные, философские и художественные произведения.

Хранителями многих уникальных знаний, в те далекие времена, являлись жрецы, оракулы, друиды, ламы, шаманы. Немало сведений о знаниях древних цивилизаций содержаться в рукописях. Масса знаний исчезла в пожарищах войн.

За последние две тысячи лет произошло более одиннадцати тысяч войн. Трагично не только то, что гибнут люди, рушатся города - теряются знания, стирается культура и история народов.

Но, несмотря на все это, люди продолжают делать свой вклад в сокровищницу знания, как для своего, так и для будущих поколений.

Наследие античной цивилизации и формировании цивилизации Европы

В Средние века в Западной Европе (включающей такие страны, как Франция, Англия, Германия, Италия, Испания и другие) сложилась цивилизация. Ее часто называют средневековой цивилизацией Запада, в отличие от цивилизаций Востока, существовавших в Азии и Африке.

В средневековой цивилизации Запада слились воедино наследие античной цивилизации, традиции и обычаи варваров. И все это пестрое наследие было объединено христианской религией.

Рис. 4
Наследие античной цивилизации.

Наследие античной цивилизации.

К античной цивилизации, созданной греками и римлянами, принадлежали также народы, входившие в состав Римской империи.

Эти народы были романизированы, то есть стали жить, как римляне. Они научились новым приемам хозяйствования, стали одеваться, как римляне, говорить на латинском и греческом языках.

Они подчинялись римскому государству и его законам, платили налоги, служили в армии.


Многие черты античной цивилизации были унаследованы средневековым обществом.


 

Среди них — уважение к законам, защищавшим права и достоинство людей.

Эти законы защищали ограбленного разбойниками торговца, обиженного крупным землевладельцем крестьянина, ремесленника, с которого чиновник брал незаконный налог. Они действовали на территории всего Римского государства.

Многие средневековые города возникли на месте античных или продолжили их историю. Средневековые строители использовали материалы, применявшиеся еще в римскую эпоху, — обожженный кирпич, цемент. Наглядным примером для них служили сохранившиеся и исправно служившие римские постройки. Города связывали ровные и широкие дороги, вымощенные камнем. Водопроводы были проложены под землей или подняты на высокие опоры. Вода поступала в огромные цистерны, а затем по свинцовым и глиняным трубам подавалась в дома.

Наследие варварского мира

За пределами античной цивилизации обитали варвары — кельты, германцы и славяне. Они жили общинами. Общинники совместно владели землей, вместе ее обрабатывали, пасли скот, охотились и рыбачили. В общем владении находились леса и луга.
Общинный уклад жизни сохранялся у народов Европы в течение всего Средневековья. Важные общественные дела — о войне и мире, избрании вождей — решались на народных собраниях.

Свобода, достоинство, право носить оружие и участвовать в общественных делах были главными ценностями в глазах варваров. Эти ценности будут унаследованы средневековой цивилизацией Запада.

Рис. 5
Наследие варварского мира...

Задание.

1. Почему вопросы религии стали одной из важных составляющих истории человечества?
2. Перечислите и объясните сущность религиозных представлений в древности.
3. В чем разница между фетишизмом и тотемизмом?
4. Как вы думаете, существует ли в современном обществе представления, сравнимые с анимизмом?
5. Какие представления о потустороннем мире развивали в Древнем Египте? С чем это связано?
6. В чем, на ваш взгляд, культурное наследие Античности?
7. Что собой представляло дионисийское и аполлоническое начало в Древней Греции?
8. Какой вклад в развитие религии внесли древние римляне?