СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Древнейшее прошлое человечества

 

Итоговое тестирование

 

 

Тема 1.1. Понятие истории.

 


1. Понятие и цели изучения истории.
2. Исторические факты, источники и методы изучения истории.
3. Различные подходы к изучению истории.


Понятие и цели изучения истории

История - сложное многозначное понятие. Это и процесс движения времени, и специфическая наука о прошлом, и учебный предмет...

Однако еще важно понимать, что история - одна из важнейших форм самосознания; она - форма социальной памяти  человечества, своеобразное "зеркало", которое показывает нам нас самих, а также позволяет взвесить и оценить то, что мы творим в этой жизни и даже после ухода в мир иной.

 

История как одна из общественных наук обладает уникальной способностью - она транслирует (передает) опыт коллективной памяти людей от одного поколения к другому. Поэтому обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории. .

Эта обработка идет как в целом у народов, стран и цивилизаций, так в сознании отдельных их представителей. Именно эта постоянная и, на первый взгляд, незаметная работа по постижению и упорядовачиванию прошлого, позволяет формироваться такому феномену как самосознание. Иными словами, человек лишь тогда обретает себя, когда осознает и может идентифицировать себя в том стремительном потоке событий, который мы и называем на бегу историей.

История — это то, что следует внимательно изучать и досконально знать, чтобы брать из неё лучшее, не повторяя худшего.

Историю не следует между делом "воршить", взбалтывая и превращая в мутный омут из "надёрганых" фактов. Историю недопустимо использовать в качестве инструмента в руках манипуляторов и провокаторов.

Что бы не допустить манипуляции вашим историческим сознанием, необходимо самостоятельно его формировать и иметь собственные убеждения.

Никто не помнит момента своего рождения. Никто не может вспомнить ранее младенчество и раннее детство. Всё как будто стерто, подернуто пеленой непонимания.
Потом однажды к нам приходит осознание того, что всё, что происходит вокруг – это происходит с нами, что мы не только часть этого огромного мира, но и сами можем производить в нем изменения. Мы живём!

Если жизнь – это божественный дар, то осознание жизни или самосо-знание – ещё более великий дар, обретенный нами в процессе эволюции. Мы вдруг открываем, что наше существование представляет собой безуспешную попытку остановить постоянный бег вре-мени, которое «пробегает» мимо нас. Вот оно только что «сейчас» и тут же превратилось в «было», а то, что ещё не произошло вот-вот «будет». Увы, время не останавливается. Как же его понять? И как осознать собственное место в нем?

Еще один опыт из детства. Для того чтобы понять нечто непонятное - его нужно «разобрать» на составные части (вспомним сколько подаренных нам игрушек после непродолжительного пе-риода увлеченного «играния» ждала безжалостная «разборка на запчасти» в попытке выяснить как же это устроено). «Разбирая» и вновь «собирая» всё ещё нам не известное, познаем мир и его устройство.

Так что же с понятием времени? Мы привыкаем делить его на части:
- прочное и устойчивое прошлое,
- туманное и неточное будущее и непостоянное настоящее, которое устремлено в будущее и каждое мгновение становится прошлым.

Получается, что единственное, на что мы можем более или менее надежно опереться в попытке осознать свое существование – это наше прошлое

Осознание того, кто мы такие, каково наше предназначение в этом мире, что нас может ожидать в будущем, что правильно, а что нет – эти и еще многие и многие вопросы ставит перед нами наше осознанное существование.

Понимание истории, как органической т важной части прошлого, существовала не всегда. Люди жили во времени, не замечая его бега как в детстве. Но человечество взрослело и однажды повзрослело настолько, чтобы осознать свое существование.
История - одна из важнейших форм самосознания людей. Это форма социальной памяти человечества, она передает опыт этой коллективной памяти от одного поколения к другому. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - главная задача истории.

Одно из первых упоминаний об «истории» находим у древнегреческого философа Геродота: история - расследование, дознание и цель его - установление истинности событий и фактов.

История - это многозначное понятие, которое, с одной стороны, обозначает процесс движения времени; с другой - это учебный предмет; с третьей - это наука о прошлом.

Цель и назначение истории - помочь обрести четкое представление о ценностной системе общества на примере происходивших событий и, соответственно, о собственном месте и роли в жизни общества и государства.

Определение вовсе не обязательно заучивать. Его вполне можно перефразировать. Однако важно передать в своих словах смысл того, что "история" - далеко не только то, что было. В огромном числе случаев - это то, что есть сейчас и даже то, что еще только будет.

Кроме того, история - это не абсолютно все, что было, а лишь сравнительно небольшая часть прошлого, а именно то, что "застряло" в сознании большинства людей, приняв наиболее понятную форму (то есть то, что получилось осмыслить и запомнить).

Если мы не знаем историю, это еще не значит, что она нас не касается. Однако ее гораздо выгоднее "знать" (понимать), так как знание прошлого позволяет ориентироваться в настоящем и даже предвидеть будущее.

По крайней мере, изучение истории, размышления над причинами и следствиями событий, поступков людей, местом и значением в жизни человека нравственных категорий и общечеловеческих ценностей - все это, наверное, и делает нас по- настоящему сначала людьми, а затем и гражданами.

Как говориться в известном музыкальном произведении:

Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
каждый выбирает по себе ...

Кроме того немаловажно, что государство заинтересовано в воспитании инициативных и грамотных граждан, способных активно отстаивать интересы своей страны. Одной из основ «духа» нации, ее мировоззренческих идеалов и внутренних резервов - является особая убежденность в своей правоте, в верности своих идеалов. «Победные» успехи прошлых поколений питают и обеспечивают успешность трудовых, научных, культурных и прочих достижений потомков. Их святой долг - ценить и уважать подвиги и достижения своего прошлого, делая его более значимым.

Исторические факты, источники и методы изучения истории.

Обязательная черта научного знания - доказательность выводов. История как наука оперирует точно установленными историческими фактами.

Исторический факт - это такое событие или явление, которое оказалась зафиксировано сознанием современников (не важно, в письменном виде или в виде изустного предания) и дошло до наших дней.

Соловьев С.М.

Соловьев Сергей Михайлович
российский историк

Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.

Исторические факты можно подразделять на простые и сложные. На это указывал российские историки: Сергей Михайлович Соловьев и Василий Осипович Ключевский.

Простые исторические факты - это те факты, которые, как правило, не требуют дополнительной информации для оценки и понимания. Например: засуха, наводнение и т.п.

К сложным историческим фактам относятся такие, которые требуют дополнительного истолкования и объяснения, как правило, историками. Например: война, революция, крепостной строй, абсолютизм и т.п. Все исторические факты извлекаются из исторических источников.

Сообщают нам о событиях минувших дней исторические источники. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

Ключевский Василий Осипович
российский историк

Выделяют четыре основные группы исторических источников:

1) вещественные
2) письменные
3) изобразительные
4) фонические (звуковые)

Среди группы вещественных исторических источников, пожалуй, основной вклад принадлежит "вещественным" данным, которые добываются в ходе археологических исследований.

Вещественные источники - это наиболее «правдивый», но сложный вид данных о прошлом, его нужно уметь объяснить.

Письменные источники хотя и являются вещественными по своему происхождению, но выделены в особую группу. Это наиболее «информативный», но не очень объективный вид данных о прошлом, нуждающийся в подтверждении другими источниками.

Классификация исторических источников

 

 

Метод - это способ, с помощью которого происходит изучение чего-либо. Как правило, в ходе изучения истории учащиеся опираются на общенаучные методы и общенаучные приемы исследования (наблюдение, сравнение, анализ, синтез и др.).

К конкретным методам относятся:
1. общенаучные
2. собственно исторические
3. специальные — заимствованные из других наук

Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
1. логический
2. исторический

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы:
хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке;
хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов — по проблемам;
проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии;
синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Целью нашего обучения в ходе занятий - будет умение наиболее полно и точно пересказывать материал, определять личное отношение к прочитанному и увиденному.

Для этого необходимо обязательно читать и перечитывать, перечитывать и пересказывать, раз за разом стараясь передать мысль авторов более и более точно. Это умение не сложно, но оно не придет само по себе и не придет сразу. Нужен труд, ежедневные усилия воли и «принуждение» совершать мысленное волевое усилие.

Различные подходы в изучении истории.

Стакан на половину пуст или полон?

Что такое "подход"? Это точка зрения на проблему, которую предлагает тот или иной исследователь. Как правило, "точек зрения" на то, как объяснить какой-либо феномен бывает несколько, и чем сложнее феномен - тем больше вариантов его, казалось бы, правильного объяснения.

Например, классический эпизод со стаканом, наполненным наполовину водой: один исследователь может сказать, что стакан наполовину пуст (и будет прав!), но и другой исследователь, заметивший, что стакан наполовину полон, - тоже будет прав. Зависит от того как смотреть... Такой особый «взгляд» и есть то, что называется термином «подход».

Исторические факты тоже можно трактовать по разному. В этой связи важным является вопрос: а что вообще нужно изучать в первую очередь в нашем прошлом, что является наиболее важным в деятельности людей?

Формационый подход к объяснению истории

Одни историки считают, что история должна изучать экономические закономерности развития общества (формации). Этот подход определяет причинность изменений особенностями развития обществ, а не личностей. Сторонники такого формационного подхода к изучению истории убеждены, что все народы мира, независимо от их происхождения и судьбы проходят одинаковые стадии (формации) развития: (первобытнообщинная формация, рабовладельческая формация, феодальная формация, капиталистическая формация).

С этой точки зрения развитие любого народа как бы «запрограммировано» законами истории. Уровень развития государства зависит от существующего в этом государстве основного способа производства материальных благ.

Способ производства — это этап исторического развития, определённый образ жизни на основе определённых технологий. Состоит из производительных сил, и производственных отношений.
Как правило, на формационном подходе к изучению истории настаивают историки консервативного направления.

Цивилизационный подход к объяснению истории

Другие историки, убеждены, что предметом изучения истории должна является личность в процессе самореализации естественных прав, данных природой. Естественное развитие человеческих союзов, особенности географического положения, уникальность языков и культуры, особенности религии – всё это и многое другое привело к возникновению и развитию уникальных цивилизаций – своеобразных островков стабильности в море человеческого разнообразия.

Уделять основное внимание, соответственно, нужно не столько экономике и политике, сколько культуре и мировоззрению людей, личностям и их влиянию на коллективы. Сторонники такого цивилизационного подхода убеждены, что развитие народов мира идет различными путями, то есть каждый народ (цивилизация) уникален и неповторим.

Существуют и другие исторические подходы, по своему объясняющие движущие силы, цели и результаты развития. Наверное, будет правильным не замыкаться на исключительном использовании какого-то одного подхода, а стараться использовать сильные стороны разных подходов в объяснении прошлого.


 

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте, в чем сущность истории?
2. Сформулируйте самостоятельный ответ, зачем нужно изучать историю?
3. Когда жил «отец истории»? Приведите его высказывания о сущности истории.
4. Приведите примеры простых и сложных исторических фактов.
5. Перечислите и охарактеризуйте экономические формации.
6. Дайте самостоятельное определение понятию «цивилизация».
7. В чем сильные и слабые стороны формационного и цивилизационного подходов?
8. Охарактеризуйте основные группы исторических источников.
9. Какой из видов источников наиболее информативен?
10. Какой из видов источников наиболее / наименее «правдив»?