СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2. Конфликты холодной войны

2.1. Берлинский кризис 1948-1949 гг.
2.2. Гражданская война в Корее 1950-1953 гг.
2.3. Арабо-израильский конфликт. Войны на Ближнем Востоке.
2.4. Попытка переворота в Венгрии и Польше 1956 г.
2.5. Берлинский кризис 1961 г.
2.6. Карибский кризис 1962 г.
2.7. Вьетнамская война 1964-1975 гг.
2.8. "Пражская весна" 1968 г. Советско-Китайские пограничные конфликты.
2.9. Вооруженные конфликты в странах Африки.
2.10. Гражданская война в Афганистане 1979-1989 гг.
2.11. Ирано-Иракская война 1980 - 1988 г. и войны в Персидском заливе.
2.12. Война в Югославии 1991-2001 гг.
2.13. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве в 90-е гг. Армяно-азербайджанский конфликт 1987 - 1994 гг.
2.14. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве в 90-е гг. Приднестровье, Таджикистан, Грузия
2.15. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве в 90-е гг. Первая Чеченская война 1994 - 1996 г.
2.16. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве в 90-е гг. Вторая Чеченская война 1999-2009 гг.


Раздел 4. Распад СССР и формирование постсоветских государств
Раздел 5. Основные процессы политического развития ведущих государств и регионов мира в конце XX начале XXI в.

 

Итоговое тестирование

 

 

Тема 3.7. Германия во второй половине XX века.

 


1. Социально-экономическое положение в поствоенной Германии
2. Саботаж решений Постсдамской конференции в заданых зонах оккупации.
3. Германское «экономическое чудо» 1950-хНовая восточная политика Вилли Брандта.
4. Воссоединение Германии.


 

Социально-экономическое положение в поствоенной Германии

Послевоенное существование Германии определяла нужда, а главными заботами миллионов людей стали поиски пропитания и крыши над головой. Города лежали в развалинах, было частично или полностью уничтожено более пяти миллионов квартир. Не хватало электричества, газа и даже питьевой воды. Характерной особенностью этого периода были массовые самоубийства, пропаганда Геббельса во время войны была настолько сильной, что теперь, по окончании войны, немцы боялись возмездия.

Победители разделили германское государство на четыре зоны оккупации и взяли на себя верховную власть в стране. Берлин был также поделен на четыре сектора. Союзники распустили почти все немецкие учреждения и организации, а для управления Германией был создан четырехсторонний Союзный контрольный совет и зональные администрации (СВАГ –советская военная администрация Германии), задачей которых провозглашалось проведение так называемых «четырех Д» - денацификации, демилитаризации, демократизации и декартелизации.

Декартелизация – законодательное ограничение со стороны государства концентрации экономического потенциала в виде картелей, синдикатов и других монополистических объединений.
Денацификация – комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного немецкого общества от влияния нацистской идеологии.
Демилитаризация – ликвидация военных укреплений и сооружений, а также запрещение держать вооруженные силы, разоружение государства.
Демократизация – процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру и т. д.

Ограничения промышленного производства, разрушенная транспортная система и крупные репарации, казалось, делали невозможным в обозримом будущем экономическое возрождение. Однако германские промышленники и банкиры не пали духом. Они стремились к восстановлению своего экономического могущества и политического влияния не без основания, рассчитывая на солидарность оккупационной администрации западных держав.

В западных зонах оккупации процветал «черный рынок», главной «валютой» на котором были американские сигареты. Германия превратилась в общество примитивного натурального обмена. Ситуация осложнялась и огромным числом эвакуированного из городов, бежавшего вместе с отступавшими частями вермахта населения. Затем по решениям Потсдамской конференции массы немецкого населения были выселены с территорий, отошедших к Польше, из Судет и Венгрии.
К 1947 г. число бежавших и выселенных достигло 12 млн. человек. Большинство из них имело только то, что смогло унести с собой. Если города опустели, то сельская местность оказалась перенаселенной, причем отношения между местным населением и беженцами часто были довольно напряженными.

Политика французских властей была нацелена на максимальное ослабление Германии. Ссылаясь на интересы безопасности Франции, представители делали ставку на разделение Германии, установление границ по Рейну, включение Саара в состав французского государства. Британская администрация сначала настаивала на необходимости радикальных преобразований Германии. Лейбористы заявляли что, так же как и в Великобритании, там необходимо провести национализацию. Однако по настоянию США они отказались от реализации таких намерений. Близкие к президенту Трумэну силы желали сохранения достаточно сильной Германии как опоры американского влияния в Европе. Они уже в 1946 г. взяли верх в американской администрации.

Саботаж решений Постсдамской конференции в заданых зонах оккупации

Решения Постдамской конференции предусматривали ликвидацию монополистических структур германской экономики, лишение активных сторонников нацизма собственности и возможности влиять на политическую жизнь. Но западные оккупационные власти не спешили выполнять эти решение. Не было выполнено решение о денацификации и декартелизации.
90% бывших фашистских чиновников были оправданы и лишь 1% признан негодным для несения государственной службы. К тому же денацификацию осуществляли те самые немецкие судьи и прокуроры, которые сами были нацистами.
После необычайно суровой зимы 1945-1946 гг., которая едва не привела к полной катастрофе, США предложили создать общегерманский экономический орган управления, но встретили отказ всех остальных держав. Только летом 1946 г. одна Великобритания откликнулась на американское предложение и 1 января 1947 г. было создано их двухзональное экономическое объединение - Бизония с населением в 39 млн. человек. Французская зона официально присоединилась к ней лишь в апреле 1949 г, хотя фактически это произошло раньше. Началось формирование трехзональных органов управления вырабатывалась концепция создания отдельного западногерманского государства.

Опасаясь, что в условиях голода и нищеты широкие массы повернут в сторону коммунизма, США решили осуществить большую кампанию помощи странам Европы, прежде всего Германии. 5 июня 1947 г. американский госсекретарь Дж. Маршалл обнародовал эту программу («план Маршалла»).
В западные зоны широким потоком пошло продовольствие, оборудование и сырье. Предоставлялись и денежные кредиты. К 1957 г. американская финансовая помощь составила 1.7 млрд. долларов, а вместе с материальными поставкам - около 4-4,5 млрд долларов.
Непременным условием «плана Маршалла» являлась санация денежной системы, поскольку Германия была наводнена обесценившимися рейхсмарками. В западных зонах денежная реформа была проведена 20-21 июня 1948 г. Каждый житель в обмен на 60 рейхсмарок получал 60 новых немецких марок. Остальные деньги пересчитывались из расчета 10:1.
Утром 20 июня жители западных зон не могли поверить своим глазам. Вчера еще почти пустые витрины и полки магазинов ломились от изобилия товаров и продуктов припрятанных ранее на складах. Почти сразу исчез черный рынок, деньги вновь стали иметь значимость.
В ответ на сепаратную западную денежную реформу в советской зоне была введена соя денежная единица - восточногерманская марка. Это сразу же обострило проблему Берлина. Когда в западных секторах города был осуществлен переход на западногерманскую марку, советские оккупационные власти 24 июня 1948 г. блокировали все железнодорожные, автомобильные и водные пути, ведущие с запада к Берлину.
На эту блокаду США н Англия ответили воздушным мостом. На протяжении месяцев за 195 тыс рейсов в Запад Берлин было доставлено 1,5 млн л продовольствия, угля, стройматериале другой продукции. Каждые 2-3 минуть одни из трех западноберлинских аэродромов приземлялся огромный транспортный самолет. Убедившись в том, что союзники не уйдут из Берлина, в мае 1949 г. Советское руководство приказало прекратить блокаду. По итогам этого кризиса на территории некогда единой Германии появились 2 независимых государства: ФРГ и ГДР.

Германское «экономическое чудо» 50-х гг.

Экономика ФРГ в течение 50-х годов развивалась высокими темпами. За счет большого числа «перемещенных лиц» ФРГ обладала большим резервом квалифицированных и готовых трудиться за низкую заработную плату людей. Большую роль сыграла, и война в Корее, когда на мировом рынке резко возрос спрос на машины и оборудование, который наряду с США и другими индустриальными странами могла удовлетворить ФРГ. В результате всех этих факторов ФРГ по сравнению с 1949 г. сумела к 1954 г. удвоить, а к 1961 г утроить свой национальный доход. Уровень безработицы снизился до 0.7% в 1962 г. Реальная заработная плата возросла на 76%, причем рабочий день сократился.

Правительство Конрада Аденауэра (1949-1963 гг.) пришло к власти под под лозунгами совместной обороны стран Запада против «агрессии мирового коммунизма». Аденауэр стал добиваться создания «европейской армии» и включения в ее состав западногерманского контингента.
В 1954 г. появились Парижские соглашения, предусматривавшие вооружение ФРГ и ее вступление в Североатлантический блок, 8 мая 1955 г ФРГ официально была принята в НАТО, Германия получила право иметь собственные военные силы. Военное сотрудничество ФРГ с Западом было дополнено экономическим союзом, она вступила в созданный в 1957 г. «Общий рынок».
Правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие в 1957 году «доктрину Хальштейна», которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.
В ходе очередного Берлинского кризиса, 13 августа 1961 г. вокруг Западного Берлина была возведена бетонная стена.

Новая восточная политика Вилли Брандта.

В заявлении нового главы правительства ФРГ Вилли Брандт (1969-1974 гг.) было сказано о начале реформ. Впервые ГДР была названа «вторым германским государством», с которым следует вести переговоры на правительственном уровне. Подчеркнув, что основой внешней политики ФРГ является ее тесный союз с западноевропейскими странами и США, Брандт вместе с тем высказался за активный диалог с государствами Варшавского договора, чтобы обеспечить прочный мир в Европе.
Уже в 1970 г были подписаны договоры ФРГ с Советским Союзом и Польшей, а в 1972-1973 гг - с ГДР и Чехословакией. Важнейшие положения всех договоров были идентичными.
Речь шла о нерушимости послевоенных границ и об отказе от применения силы. Все договоры сопровождались специальными заявлениями ФРГ о единстве немецкой нации.
После труднейших переговоров началась разработка соглашения между ФРГ и ГДР. Уже в «Заявлении о намерениях» и в договоре по Западному Берлину, заключенном в 1972 г, ГДР, по существу рассматривалась как субъект международного права. Отмечалось также, что Западный Берлин «не является составной частью ФРГ».
В 1984 г с ФРГ были сняты последние ограничения наложенные на нее Парижскими соглашениями на производство тяжелых видов вооружения, военных кораблей крупного класса, бомбардировщиков и ракет. Но сохранялся запрет на производство оружия массового поражения.

Воссоединение Германии

ФРГ никогда не снимала с повестки дня проблему объединения Германии. Но в период противостояния в Европе двух военно-политических блоков этот вопрос практическим не ставился. Лишь с углублением кризиса в странах «реального социализма» положение стало меняться. С весны 1989 г обстановка в ГДР резко обострилась. Усилилось недовольство отсутствием в стране свободы и гласности.
9 ноября 1989 г пала Берлинская стена, а массовые демонстрации в ГДР проходили теперь под лозунгами объединения. Канцлер ФРГ Гельмут Коль (1982-1998 гг.) обнародовал в ноябре свою программу воссоединения из 10 пунктов. Программа представляла собой план постепенного сближения и воссоединения двух германских государств.
Объединение Германии стало возможным после того как в июле 1990 г в своих переговорах в Москве М.С.Горбачев дал согласие на это. ФРГ обязалась отказаться от обладания оружием массового поражения, сократить армию до 370 тыс. человек и не переносить структуры НАТО на территорию бывшей ГДР, пока там находятся советские войска.
3 октября 1990 г к ФРГ присоединялись пять земель бывшей ГДР.

12 сентября 1990 г. в Москве был подписан договор «Два плюс четыре». В нем СССР, США, Великобритания и Франция, а также представители обоих немецких государств подтвердили создание объединенной Германии, внешние границы которой были признаны окончательными. Учитывая особые, исторически обусловленные интересы Польши, Бонн и Варшава в дополнительном договоре еще раз подтвердили незыблемость западной польской границы и уважение территори­альной целостности друг друга.
С ратификацией Договора об объединении и Договора «Два плюс четыре» завершилось действие прав и обязательств четырех держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии как единого целого». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей внуренней и внешней политике, который был утрачен в 1945 г. Под итогами второй мировой войны была подведена окончательная черта.

Воссоединенная Германия превратилась в третье по территории и первое по численности населения государство Западной Европы. Ее столицей вновь стал Берлин.
Объединение Германии было политическим актом. Теперь же встала задача экономической интеграции обеих частей страны. Процесс выравнивания условий жизни на востоке Германии с западными стандартами становился все более трудным. В 1990 г. производство на Востоке упало на 50 %, а число безработных возросло в три раза.
Свою негативную роль сыграла и дезориентация восточногерманского населения, разом потерявшего прежний минимум социальных гарантии государства, которое дотировало ранее цены на продукты, квартплату, детские сады, и выброшенного теперь в океан рыночных отношений.
Еще летом 1990 г., но лишь после воссоединения выяснилось, что экономика ГДР находилась в более худшем положении, чем предполагалось ранее. Многие предприятия оказались в запушенном состоянии и имели такое устаревшее оборудование, что не имело никакого смысла их модернизировать. Около трети площади прежней ГДР находилось в плачевном экологическом состоянии. Это касалось, прежде всего, района урановых рудников в Тюрингии. А население, которое надеялось получить от объединения немедленное улучшение стало выражать все большее недовольство жесткой политикой и проблемами, к которым оно не было готово ни морально, ни психологически, поскольку ломка сложившихся структур и самого образа жизни - крайне болезненный процесс.
Другой, возможно, еще более трудной проблемой, с которой пришлось столкнуться Германии после воссоединения, стала не экономически, а социально-психологическая интеграция. За сорок лет раздельного существования в двух германских государствах сформировались разные по ментальности и даже противоположные по ценностным ориентациям типы личности. В обиходном лексиконе закрепились такие понятия как «осси» (восточники) и «весси» (западники). Отношения между ними далеки от безоблачных. Западные немцы склонны смотреть на восточных свысока как на людей малоинициативных, вечно недовольных и вялых. Восточные же считают западных слишком самодовольными, заносчивыми и забюрократизированными. В новых землях, а отчасти и в старых распространилось мнение, что в 1990 г про­изошло не воссоединение, а колонизация ГДР Западной Германией.

Германия на рубеже веков это страна с впечатляющими достижениями, но и с большими и трудными проблемами. А опыта преодоления трудностей Германии не занимать. Ее девизом стали слова федерального канцлера Герхарда Шредера «Мужественно и решительно мы идем по пути консолидации и модернизации».

Вопросы для самопроверки:

1. Какой вышла Германия из Второй мировой войны?
2. Почему на Ваш взгляд населление Восточной Германии бежало на территорию Западной Германии?
3. Что такое "воздушный мост", сколько он просуществовал? Какой ценой он был оплачен?
4. Благодаря чему уже в 50-х гг. Германия смогла стать "экономическим гигантом"?
5. Почему европейские страны были заинтересованы как можно быстрее восстановить экономику Германии?

 

< >