Персональная страница преподавателя
Спортивное отделение

Учебные материалы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла

Тема 5.1. Культура как социальное явление

1. Культура и её основные компоненты. Типы культур.
2. Функции и значение культуры


Культура - это элементы человеческой жизни, которые отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни. Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то обществознание изучает и ее.
Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

Когда в повседневном разговоре заходит речь о роли культуры в жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением.
Понятие культуры является фундаментальным для общества, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями, и отличает одно общество от другого.
Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду – культуру, вне которой он не может существовать. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени.

Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает «культивировать (возделывать) почву». В Средние века это слово стало обозначать метод возделывания зерновых, что привело к возникновению термина «agriculture» (искусство земледелия).
В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа.


- читать лекцию далее ...

Просмотрите презентацию по теме занятия!


Ссылка на форум для обсуждения результатов обучения с преподавателем