Персональная страница преподавателя
Спортивное отделение

Учебные материалы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла

Тема 2.2. Развитие капитализма

1. От обмена до торговли.
2. Рождение капитализма.
3. Развитие капиталистических отношений в XVIII – XIX вв.
4. Капитализм в XX веке


Известно, что в первобытном обществе хозяйство было присваивающим.

Человек долгое время (сотни тысяч лет) просто пользовался тем, что ему предоставляла природа. Правда, человек постоянно совершенствовал свои навыки по эффективной добыче того, что ему было нужно от мира природы (пища в виде мяса или плодов растений, укрытия в виде пещер, одежда в виде шкур убитых животных, «прирученный» огонь и т.д.). В процессе совершенствования своих навыков по освоению всего этого, появились и постоянно усложнялись разнообразные орудия труда, возникли знания и первые технологии.

Около 10 тысяч лет назад этот процесс количественных изменений стал лавинообразным, и наступило время качественных изменений. Произошло то, что историки называют «неолитической революцией». Примитивное присваивающее хозяйство становится производящим. Человек освоил умение производить то, чего в чистом виде природа не содержит: керамика, ткань, металлические орудия. Он приручил и одомашнил многие виды животных, научился выращивать злаки и запасать впрок пропитание. Наконец, человек построил города, создал систему коллективной безопасности в виде государства. Появилась письменность и первые законы. С этого момента мы говорим о начале цивилизационного этапа развития человечества.

Однако в течение всего этого длительного времени хозяйство продолжало быть натуральным, т. е. все, что производилось в хозяйстве, потреблялось внутри него.
В натуральном (простом) хозяйстве господствовал натуральный (простой) обмен, - т.е. такой порядок, когда излишки некоего (избыточного) продукта одного человека обменивались на другой (необходимый) продукт у другого человека.
Пока обмен был простым сложностей не возникало. Например обменять мешок проса на такой же мешок, скажем, овса – несложно. Или обменять два ножа на топор….
Но со временем обмен становится затруднительным, так как, например, обменять искусство на некий продукт непросто. А если речь идет только о части продукта (например, рабочее время работника)?  
Так, по мере усложнения производства, расширения ассортимента производимых продуктов, а, главное, по мере увеличения потребностей людей в самых разнообразных вещах - возникла необходимость в некоем универсальном эквиваленте любого продукта  - в товаре.

Товар, это такой продукт, который в данной местности пользовался повышенным спросом или были достаточно редок. Его можно обменивать на любой другой товар в известной пропорции. Например, у славян таким универсальным (редким) товаром была обыкновенная соль. Она становится универсальным товаром и фактически приобретает форму денег. К слову, эта самая форма денег у разных народов была весьма и весьма разнообразна: шкурки животных, живность, железные стержни, пёстрые перья, раковины «каури», даже камни в виде огромных жерновов…
Товар - это вещь или услуга, предназначенные не для собственного потребления, а на продажу.

Постепенно обмен принимает денежную форму. И роль эквивалента перешла к драгоценным металлам. Одновременно формируется социальная группа, специализирующаяся на посредничестве в обмене, - торговцы или купцы, которые занимаются этим весьма выгодным видом социальной и экономической деятельности - торговлей.

- читать лекцию далее ...

Просмотрите презентацию по теме занятия!