Персональная страница преподавателя
Спортивное отделение

Учебные материалы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла

Тема 1.4. Неолитическая революция.

1. Способы производства и их развитие.
2. Первые цивилизации.
3. Формирование народов.

К концу палеолита человек научился не только добывать огонь и есть термически обработанную пищу, изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться и ловить рыбу, но и жить общественным строем с общественным сознанием и его важными формами — искусством и религией. Однако человек еще не знал ни керамики, ни металла, ни колеса, ни земледелия, ни скотоводства.
Важнейшим достижением следующей стадии каменного века — мезолита стало изобретение лука и стрел, что резко повысило производительность охоты. Теперь наряду с охотой облавной возникла и индивидуальная охота, не только на крупных стадных животных, но и на мелких. Появилась возможность создавать запасы пищи.
В эпоху мезолита человек сделал первые шаги и в направлении скотоводства. Началось приручение, а возможно, и одомашнивание животных. Так, в мезолите уже появились собаки, первые домашние животные. Не исключено, что в конце мезолита в отдельных районах были приручены свиньи, козы, овцы.
Переход к неолиту и его продолжительность в разных районах Евразии существенно отличались друг от друга. Раньше всего он начался в Средней Азии (около 6 - 4 тыс. лет до н.э.). В лесной зоне России неолит продлился еще около двух тысяч лет, до 2 тыс. лет до н. э. В этом сказалась неравномерность развития разных регионов, связан­ная в первую очередь с природными условиями: теплый климат и плодородная почва создавали благоприятные условия для развития хозяйства.
В эпоху неолита начался переход к производящему хозяйству. Именно тогда зародились скотоводство и земледелие, хотя охота и собирательство все еще оставались основными источниками сущес­твования в большинстве неолитических общин.

читать далее ...


Вопросы для закрепления и повторения:

    1. В чем проявляется сущность неолитической революции?
    2. Какие важные последствия неолитической революции вы можете назвать?
    3. Расскажите о процессе формирования народов в европейско-азиатском регионе.

Пройдите тестирование


убедительная просьба проходить тестирование после изучения учебных материалов (результаты прохождения теста автоматически отправляются на почту преподавателя)